Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 3 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.88.83.012
УДК: 371.9
ББК: 74.5
Е. В. Резникова ORCID
Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
У. В. Колотилова ORCID
Старший преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Аннотация

Введение. Проблема организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня является актуальной, особенно в связи с принятием нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», который узаконил инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательной школе, что обусловливает поиск эффективных педагогических моделей их обучения и психолого-педагогического сопровождения [1].

Цель статьи: обосновать авторскую модель осуществления тьюторского сопровождения коммуникативной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации для детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме организации тьюторского сопровождения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), анализ документации, тестирование, наблюдение (экспертная оценка), анкетирование, методы статистической обработки информации.

Результаты. Разработана модель реализации тьюторского сопровождения коммуникативной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной организации, способствующая реализации эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся и повышению их коммуникативной успешности; авторами представлена характеристика основных компонентов модели; выявлены и описаны основные подходы к организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью деятельности учителя-логопеда с тьюторской направленностью является повышение коммуникативной успешности и результатов обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация тьюторского сопровождения учителем-логопедом в условиях реализации инклюзивного образования будет способствовать решению вопросов успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации в будущем и воспитанию в целом коммуникативной успешности.

Ключевые слова

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; тьюторское сопровождение; инклюзивное образование; индивидуальная образовательная программа; общеобразовательная школа; учитель-логопед

Основные положения

– описаны методологические подходы реализации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья учителем-логопедом в условиях общеобразовательной школы;

– представлены индивидуальные образовательные программы реализации тьюторского сопровождения коммуникативной успешности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования.

Цитировать публикацию

Резникова, Е. В.  ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ [Текст] / Е. В. Резникова, У. В. Колотилова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  3. — С. 160-174. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.88.83.012.

Библиографический список
  1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : фед. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Надежная правовая поддержка «КонсультантПлюс» : [Сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.05.19).
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 19.12.2014 № 1598 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант»: [Сайт]. URL: http://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 17.05.2019).
  3. Бондарчук О. А., Бабурин А. В. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. М. : Просвещение, 2018. 152 с.
  4. Дудчик С. В., Ковалева Т. М. Технологическая подготовка тьютора: содержание, технологии и методики освоения технологий // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 369-375. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.44.354
  5. Суханова Е. А. Влияние инноваций на организационные изменения в образовательных учреждениях. Томск: Томский государственный университет. 2009. С.372–397.
  6. Щедровицкий П. Г. Сопровождение к неизвестному – высший пилотаж // Тьюторское сопровождение. 2011. №1. С. 7–9.
  7. Гришанова И. А. Достижение коммуникативной успешности младшими школьниками как организационно-педагогическая проблема: монография. Москва–Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2007. 232 с.
  8. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков,
    В. П. Зинченко. СПб. : Прайм-Еврознак. 2003. 672 с.
  9. Гришанова И. А. Методика измерения уровня коммуникативной успешности младших школьников: Педагогическая диагностика. 2006. № 1. С. 80–90.
  10. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М. : Сфера, 1996. 240 с.
  11. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М. : АРКТМ, 2000. 55 с.
  12. Vasilyeva V. S. Tutoring in a family raising an infant with special health needs. Espacios Education. 2018. vol. 39 (2), 32p. Available at: http://www.revistaespacios.com/ a18v39n02/18390232.html (accessed 06.05.2019).
  13. Borodina V. A. Methodological Support of the Innovative Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2017. no. 12. pp. 2486-2492. Available at: https://elibrary.ru/ contents.asp?id=34553047 (accessed 07.05.2019).
  14. Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации / Г. В. Ганьшина, Г. В. Лунина // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26703 (дата обращения: 13.01.2019).
  15. Резникова Е. В. Коррекционно-педагогическая помощь учащимся школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции: монография. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017. 266 с.
  16. Оценка предметных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения / Е. С. Будникова, Е. В. Резникова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2017. №6 С. 27–33. http://vestnik-cspu.ru/upload/pdf/issues/2017/2017_6.pdf (дата обращения: 01.05.2019).