Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Проблема организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня является актуальной, особенно в связи с принятием нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», который узаконил инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательной школе, что обусловливает поиск эффективных педагогических моделей их обучения и психолого-педагогического сопровождения [1].
Цель статьи: обосновать авторскую модель осуществления тьюторского сопровождения коммуникативной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации для детей младшего школьного возраста.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме организации тьюторского сопровождения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), анализ документации, тестирование, наблюдение (экспертная оценка), анкетирование, методы статистической обработки информации.
Результаты. Разработана модель реализации тьюторского сопровождения коммуникативной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной организации, способствующая реализации эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся и повышению их коммуникативной успешности; авторами представлена характеристика основных компонентов модели; выявлены и описаны основные подходы к организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью деятельности учителя-логопеда с тьюторской направленностью является повышение коммуникативной успешности и результатов обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Заключение. Делается вывод о том, что реализация тьюторского сопровождения учителем-логопедом в условиях реализации инклюзивного образования будет способствовать решению вопросов успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации в будущем и воспитанию в целом коммуникативной успешности.
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; тьюторское сопровождение; инклюзивное образование; индивидуальная образовательная программа; общеобразовательная школа; учитель-логопед
– описаны методологические подходы реализации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья учителем-логопедом в условиях общеобразовательной школы;
– представлены индивидуальные образовательные программы реализации тьюторского сопровождения коммуникативной успешности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования.
Резникова, Е. В. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ [Текст] / Е. В. Резникова, У. В. Колотилова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 3. — С. 160-174. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.88.83.012.
- Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : фед. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Надежная правовая поддержка «КонсультантПлюс» : [Сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.05.19).
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 19.12.2014 № 1598 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант»: [Сайт]. URL: http://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 17.05.2019).
- Бондарчук О. А., Бабурин А. В. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. М. : Просвещение, 2018. 152 с.
- Дудчик С. В., Ковалева Т. М. Технологическая подготовка тьютора: содержание, технологии и методики освоения технологий // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 369-375. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.44.354
- Суханова Е. А. Влияние инноваций на организационные изменения в образовательных учреждениях. Томск: Томский государственный университет. 2009. С.372–397.
- Щедровицкий П. Г. Сопровождение к неизвестному – высший пилотаж // Тьюторское сопровождение. 2011. №1. С. 7–9.
- Гришанова И. А. Достижение коммуникативной успешности младшими школьниками как организационно-педагогическая проблема: монография. Москва–Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2007. 232 с.
- Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков,
В. П. Зинченко. СПб. : Прайм-Еврознак. 2003. 672 с. - Гришанова И. А. Методика измерения уровня коммуникативной успешности младших школьников: Педагогическая диагностика. 2006. № 1. С. 80–90.
- Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М. : Сфера, 1996. 240 с.
- Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М. : АРКТМ, 2000. 55 с.
- Vasilyeva V. S. Tutoring in a family raising an infant with special health needs. Espacios Education. 2018. vol. 39 (2), 32p. Available at: http://www.revistaespacios.com/ a18v39n02/18390232.html (accessed 06.05.2019).
- Borodina V. A. Methodological Support of the Innovative Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2017. no. 12. pp. 2486-2492. Available at: https://elibrary.ru/ contents.asp?id=34553047 (accessed 07.05.2019).
- Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации / Г. В. Ганьшина, Г. В. Лунина // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26703 (дата обращения: 13.01.2019).
- Резникова Е. В. Коррекционно-педагогическая помощь учащимся школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции: монография. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017. 266 с.
- Оценка предметных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения / Е. С. Будникова, Е. В. Резникова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2017. №6 С. 27–33. http://vestnik-cspu.ru/upload/pdf/issues/2017/2017_6.pdf (дата обращения: 01.05.2019).